Том 50, № 6 (2012)
Статьи 
В. Г. Барскова,
Maksim Sergeyevich Eliseyev,
И. С. Денисов,
M E Eliseyeva,
O A Belikov,
G R Fadiyenko,
Ф. С. Жарская,
О. П. Полковникова,
Алексей Николаевич Калягин,
М. В. Склянова,
E A Shvetsova,
Л. А. Князева,
И. М. Марусенко,
С. Е. Мясоедова,
Е. А. Кожевникова,
M N Petrova,
Татьяна Алексеевна Раскина,
М. В. Королева,
В. В. Тыренко,
A A Al-Nuvairakh,
A G Khanov
15-18 1086
Аннотация
Цель — изучение частоты метаболического синдрома (МС) и его компонентов среди больных подагрой в различных регионах Российской Федерации. Материал и методы. В одномоментное мультицентровое исследование включено 2277 больных подагрой из 12 независимых медицинских центров в различных регионах Российской Федерации, в том числе 1963 мужчины (86,2%) и 314 женщин (13,8%). Включались пациенты старше 18 лет, соответствующие классификационным критериям подагры S. Wallace и соавт. Диагноз МС выставлялся на основании критериев Adult Treatment Panel III (АТР III). Регистрировалось наличие МС, отдельных его компонентов и сопутствующих заболеваний. Результаты. Общая частота МС у пациентов с подагрой составляла 57%, однако в разных центрах она существенно варьировала (от 15 до 77%). Из коморбидных заболеваний наиболее часто выявлялись артериальная гипертензия (у 3/4 больных), несколько реже — ишемическая болезнь сердца (ИБС; 43%) и сахарный диабет 2-го типа (25%); инфаркт миокарда перенесли 15% больных, почечная и сердечная недостаточность наблюдалась также у 15%. У пациентов с подагрой МС ассоциировался с наличием ИБС. Заключение. У больных подагрой отмечена высокая частота МС (57%), его компонентов и кардиоваскулярных заболеваний. Полученные данные позволяют предположить существование взаимосвязи между наличием МС и развитием ИБС.
19-28 1491
Аннотация
На примере собственного опыта наблюдения 70 больных гранулематозом с полиангиитом (Вегенера) подробно изучены особенности течения клинических проявлений, отражающих гранулематозную воспалительную реакцию и некротизирующий полиангиит, проанализированы ранняя симптоматика, преморбидный фон, возможные провоцирующие факторы. Продемонстрировано, что гранулематозное воспаление и связанные с ним клинические проявления (в первую очередь псевдотумор орбиты и подскладочная гранулема гортани) с течением времени имеют тенденцию занимать доминирующее место в клинической картине заболевания, в то время как доля симптомов, условно относящихся к некротизирующему васкулиту, как правило, снижается. Расшифровка закономерностей развития гранулематоза с полиангиитом (Вегенера) может представлять ценность для дальнейшей разработки оптимальной лечебной стратегии.
29-32 787
Аннотация
Цель — анализ «ревматических» симптомов у больных инфекционным эндокардитом (ИЭ), изучение особенностей течения заболевания и гемодинамики у пациентов с предшествующим ревматическим поражением клапанов. Материал и методы. В исследование включено 184 пациента с достоверным ИЭ. Оценивалась частота «ревматических» проявлений: поражения суставов, мышц, кожи, висцеральных нарушений, лабораторных изменений. Изучены параметры центральной гемодинамики у больных ИЭ на фоне ревматического поражения сердца. Результаты. Поражение опорно-двигательного аппарата отмечалось у 44,8% больных, кожный геморрагический васкулит — у 18%, перикардит — у 10%, плеврит — у 19%, гломерулонефрит — у 60%, лейкопения — у 9%, тромбоцитопения — у 32%, повышение уровня С-реактивного белка — у 92%, циркулирующие иммунные комплексы — у 72% больных ИЭ. Гломерулонефрит и геморрагический васкулит чаще развиваются у потребителей инъекционных наркотиков (р<0,0001). Ревматическое поражение сердца предшествовало ИЭ у 24 больных (13% среди всех пациентов и 27% — среди больных с вторичным ИЭ). У пациентов с вторичным ИЭ, развившимся на фоне предшествующего ревматического порока сердца, систолическое давление в легочной артерии (СДЛА) и частота нарушений ритма были достоверно выше, чем при первичном ИЭ (соответственно 62,5 и 53 мм рт. ст., р<0,05; 62 и 32%, р<0,025). Заключение. «Ревматические» проявления часто наблюдаются у больных ИЭ, требуют дифференциальной диагностики с ревматическими заболеваниями. Выраженность их коррелирует с активностью системного воспаления. У больных ИЭ с предшествующим ревматическим поражением сердца СДЛА и частота нарушений ритма выше, чем при первичном ИЭ.
Elena Vasilyevna Chetina,
E A Bratygina,
Е. М. Зайцева,
Е. П. Шарапова,
A L Alekseyeva,
N V Demin,
С. А. Макаров
33-37 966
Аннотация
Цель — изучить характер нарушения регуляторных механизмов сигнального пути mTOR (mammalian target of rapamycin) посредством мониторинга экспрессии генов в крови больных остеоартрозом (ОА) на разных стадиях заболевания. Материал и методы. В исследование включено 33 амбулаторных больных ОА, 14 больных ОА перед эндопротезированием коленного сустава и 27 здоровых людей — контроль (средний возраст 58,0+7,4; 56,5+8,9 и 55,0+8,3 года соответственно). Общую РНК выделяли из крови и использовали для определения уровня экспрессии генов в полимеразной цепной реакции в режиме реального времени для АМФ-активируемой протеинкиназы (АМПК); фактора, индуцируемого гипоксией 1а (ФИГ1а); белков, лимитирующих скорость гексозаминового сигнального пути, — глутамин-фруктозо-6-фосфатамидотрансферазы и ацетил-глюкозаминилтрансферазы, а также транспортера глюкозы GLUT1 и компонентов 6-й и 7-й ступеней гликолитического пути — глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы и фосфоглицерат киназы 1 соответственно; генов, связанных с липогенезом, — синтазы жирных кислот (СЖК) и активностью пентозофосфатного пути — глюкозо-6-фосфат дегидрогеназы в крови больных ОА на разных стадиях заболевания. Результаты. Анализ экспрессии генов показал, что у больных ОА с низкой экспрессией гена mTOR (подгруппа LOW) экспрессия генов AIT и GLUT1 оказалась существенно ниже, а гена АМПК — выше, чем у здоровых лиц. У больных ОА с высокой экспрессией гена mTOR (подгруппа HIGH) экспрессия всех исследуемых генов значительно повышена, за исключением гена СЖК, причем наибольшее превышение экспрессии по сравнению с контрольными лицами наблюдалось в случае генов АМПК и ФИГ1α. У больных с поздней стадией заболевания (подгруппа ES) экспрессия всех исследованных генов, включая ген СЖК, оказалась повышенной по сравнению со здоровыми лицами. Заключение. Развитие ОА сопровождается значительным снижением эффективности энергетического метаболизма. При этом у больных с низкой экспрессией гена mTOR недостаток энергии может быть связан с ослаблением транспорта метаболитов в клетки. У больных с высокой экспрессией mTOR он может быть обусловлен дефицитом конечного акцептора электронов — кислорода, а у больных на поздней стадии заболевания не исключено патологическое перераспределение энергетических субстратов в пользу липогенеза.
38-41 738
Аннотация
Цель исследования — изучить характер влияния абдоминального ожирения на клинические проявления остеоартроза (ОА) у женщин. Материал и методы. Обследованы 43 пациентки в возрасте от 48 до 73 лет с диагнозом ОА, соответствующим критериям Американской коллегии ревматологов. Оценивались антропометрические показатели, длительность заболевания, степень функциональной недостаточности, уровень адипоцитокинов (адипонектина, интерлейкинов — ИЛ — 6 и 4), проводилось рентгенологическое исследование суставов. Определяли характер влияния адипокинов на течение ОА и выраженность артралгий. Результаты и обсуждение. При наличии абдоминального ожирения уровень адипонектина и противовоспалительного ИЛ4 был ниже, а провоспалительного ИЛ6 — выше, чем при бедренно-ягодичном ожирении. Повышенный уровень ИЛ6 ассоциировался с более тяжелыми рентгенологическими изменениями, большей функциональной недостаточностью, наличием синовита и более выраженными болями в суставах. В то же время уровни ИЛ4 и адипонектина при тяжелом течении ОА были понижены. Таким образом, наличие абдоминального ожирения сопровождается изменением секреции ИЛ6, ИЛ4 и адипонектина, которые в свою очередь ассоциируются с неблагоприятным течением ОА у женщин.
42-44 11625
Аннотация
Цель — оценить эффективность и безопасность иммарда при ревматоидном артрите (РА) в амбулаторной практике. Материал и методы. В открытое неконтролируемое исследование включено 30 пациентов с достоверным диагнозом РА с различной длительностью болезни. Иммард назначали пациентам с ранним РА или в качестве аддитивного препарата при недостаточной эффективности базисного противовоспалительного препарата (преимущественно метотрексата). Эффект оценивали через 3 мес приема 400 мг иммарда по числу припухших и болезненных суставов, общей оценке активности болезни больным и врачом по визуальной аналоговой шкале, показателям СОЭ, С-реактивного белка (СРБ), DAS28. Результаты. Достоверное снижение числа припухших суставов и DAS28 отмечено у пациентов, получающих комбинацию метотрексата и иммарда. За период наблюдения не выявлено достоверного снижения показателей СОЭ и СРБ.
45-49 2433
Аннотация
Системные проявления ревматоидного артрита (РА) довольно разнообразны. Они ассоциируются с высокой активностью заболевания и повышенным риском развития летальных исходов, в первую очередь от сердечно-сосудистых осложнений. Цель — изучить частоту и спектр внесуставных проявлений РА. Материал и методы. В исследование включено 119 пациентов (100 женщин и 19 мужчин) с достоверным диагнозом РА, средний возраст 47,4+4,3 года, средняя длительность заболевания 9,4+3,3 года. Пациенты были разделены на две группы. В I (основную) группу вошли 78 больных с внесуставными проявлениями РА, во II — 44 больных без таких признаков (группа сравнения). Проводили клиническое, лабораторное, инструментальное и морфологическое исследования с применением современных методов диагностики. Результаты. В целом внесуставные проявления РА тесно ассоциировались с активностью заболевания и тяжестью поражения суставов. Наиболее часто в основной группе встречались анемия (71,4%), ревматоидные узелки (29,4%), генерализованная амиотрофия (26,9%), лимфаденопатия (26,1%), продолжительная лихорадка (24,4%) и ревматоидный васкулит (18,5%). Развитие внесуставных проявлений ассоциировалось с активностью, серопозитивностью по ревматоидному фактору и поздней диагностикой РА.
88-93 686
Аннотация
Цель — изучить эволюцию системного ювенильного артрита (ЮА) у взрослых пациентов. Материал и методы. В исследование включены 19 взрослых пациентов (7 мужчин, 12 женщин, средний возраст 28,8±9,1 года) с системным ЮА, заболевших в детском возрасте (от 1 года до 16 лет). Длительность заболевания от 11 до 53 лет (в среднем 24,7+11,4 года). Системные проявления в дебюте включали лихорадку (n=18), сыпь (n=8), лимфаденопатию (n=7), гепатолиенальный синдром (n=8), перикардит (n=1). Олигоартрит в дебюте имели 9 (47,4%) больных, полиартрит — 7 (36,8%), у 3 пациентов были только артралгии. Результаты и обсуждение. В течение болезни частота системных проявлений уменьшалась, и к моменту исследования они выявлялись лишь у 3 пациентов. На момент осмотра не было активного артрита почти у половины (n=9), у 10 имелись воспалительные изменения в суставах. Общая воспалительная активность заболевания на момент исследования сохранялась у подавляющего большинства (n=17), однако выраженность ее была низкой или умеренной. Среднее значение HAQ составляло 1,2. Более половины больных отставали в физическом развитии или имели диспропорциональность в строении тела. У 4 пациентов рентгенологические изменения отсутствовали или были минимальными, эрозии выявлены у 5, анкилозы у 3, сакроилиит IV стадии у 2 пациентов. Асептический некроз головок бедренной и плечевой костей имели 6 больных. Нестероидные противовоспалительные препараты получали 9 человек, глюкокортикоиды — 7, базисные противовоспалительные препараты, преимущественно метотрексат, — 7. На момент исследования у 5 больных активность заболевания стабильно оставалась на низком уровне, у 1 была полная ремиссия, обострение отмечалось у 13 из 19. У 11 (57,9%) больных в течение болезни регистрировались ремиссии длительностью от 5 до 23 лет. Заключение. У больных системным ЮА при длительном течении имеется тенденция к формированию полиартрита. Несмотря на тяжесть заболевания в дебюте, сохраняющуюся воспалительную активность и рецидивирующее течение артрита, у большинства со временем выраженность системных и суставных проявлений уменьшается. На протяжении болезни возможны длительные ремиссии, однако у 1/3 пациентов формируется эрозивный процесс, а почти у половины — асептический некроз, что является основанием для продолжения активной терапии.
ISSN 1995-4484 (Print)
ISSN 1995-4492 (Online)
ISSN 1995-4492 (Online)